Вторая половина XVI и первая половина XVII века были неспокойным периодом в Европе. Религиозные распри и столкновения между королевской властью и представителями сословий повлекли за собой гражданские войны. Кроме того, воинственные правители часто вступали в междоусобные конфликты. Одним из последствий этих событий стало укрепление королевской власти и установление абсолютизма, поскольку это позволило предотвратить внутренние раздоры и выжить в международной борьбе за власть.
Обстановка в Европе
Реформация повлекла за собой возникновение непримиримых противоречий между католиками и протестантами, которые проявлялись как во внутренних, так и в межгосударственных конфликтах. Вторая половина XVI века и первая половина XVII века получили название эпохи религиозных войн. Военные конфликты между католиками и кальвинистами во Франции длились более тридцати лет (1562−1598 гг.). В 1618 году в Германии вспыхнул еще более ожесточенный и разрушительный вооруженный конфликт, вошедший в историю под названием Тридцатилетней войны (1618−1648 гг.).
Подоплёкой, а часто также и причиной религиозных конфликтов были глубокие противоречия, затрагивавшие вопрос высшей власти как внутри государств, так и в Европе в целом. Рушилось средневековое государственное устройство с его раздробленной системой власти. Во многих государствах укреплялась королевская власть. Обострение межгосударственной конкуренции повлекло за собой гонку вооружений, которая в свою очередь обусловила необходимость введения новых налогов. Особые права сословных представительств и автономных корпораций (городов, церкви, монастырей) препятствовали укреплению центральной власти, поэтому правители пытались ограничить их права. В целом ряде государств реформация прошла под предводительством короля, поскольку таким образом он освобождался от вмешательства папы и получал возможность захватить церковные земельные владения в собственность государства.
С точки зрения Европы, как единого целого, реформация означала окончательную утрату иллюзий относительно единства и гармонии христианского мира. В Средние века высший статус императоров Священной Римской империи германской нации признавался также и в качестве главы христианского мира, однако теперь в их власти видели угрозу сохранению малых государств. Кроме императорской короны Германии династия Габсбургов захватила Испанию, Нидерланды, большую часть Италии и огромные владения в Америке. Габсбурги были главной опорой папы в проведении контрреформации. Их стали обвинять в желании создать мировую державу или универсальную монархию, которая удушила бы независимость правителей малых государств. Тридцатилетняя война виделась именно в этом свете: протестанты утверждали, что речи о воссоединении христианской церкви – всего лишь дымовая завеса, и истинной целью императора являлось установление абсолютной власти в Германии и создание в дальнейшем мировой державы. Именно по этой причине к противникам императора присоединились не только протестантская Дания и Швеция, но и католическая Франция, которая также видела для себя угрозу в верховной власти Габсбургов.
Однако во второй половине XVII века соотношение сил изменилось. Франция времен Людовика XIV превратилась в мощнейшую военную силу Европы и проводила агрессивную внешнюю политику в отношении своих соседей. Теперь в стремлении к универсальной монархии уже стали обвинять династию Бурбонов, и в войне за испанское наследство (1701−1714) большинство европейских государств объединились против Франции.
- Во многих государствах укреплялась королевская власть.
- Правители пытались ограничить права сословных представителей.
- Реформация подтвердила единство христианского мира.
- Королям не разрешалось возглавлять реформацию.
- Самой мощной династией в Европе в I половине XVII века была династия Бурбонов.
- Династия Габсбургов поддерживала католиков.
- Габсбургов обвиняли в желании создать мировую державу.
- В Тридцатилетней войне католики выступали против протестантов.
Сиутация на побережье Балтийского моря
Регион Балтийского моря не остался в стороне от происходивших в Европе событий. На протяжении XVI века правители Швеции и Дании ввели в своих государствах лютеранскую веру. Польско-литовские правители сохранили верность католичеству и способствовали осуществлению контрреформации. Восточным соседом стран на побережье Балтийского моря было православное Великое княжество Московское. Все четыре государства видели друг в друге соперников и потенциальных врагов. Конфессиональные разногласия создавали дополнительное напряжение и способствовали оправданию войны, но основным источником конфликтов было желание правителей улучшить позиции своего государства в условиях напряженной борьбы за власть на международном уровне.
Основной ареной борьбы этих четырех стран стала территория Эстонии и Латвии. Ни одно из соседних государств не желало допустить перехода всей Ливонии в руки того или иного соперника, поскольку это дало бы ему возможность держать под контролем все Балтийское море. Победительницей из этих войн вышла Швеция, которая в XVII веке утвердила свои великодержавные позиции в регионе Балтийского моря и стала играть ведущую роль во всей европейской политике.
Для обсуждения
Швеция становится великой державой
Еще в середине XVI столетия Швеция была бедным, редко заселенным и малозначительным государством Европы, охватывавшим территории современной Центральной и Северной Швеции, а также Финляндии. Начало становления Швеции как крупной силы было положено в 1561 году, когда харью-вируские вассалы и город Таллинн перешли под защиту короля Эрика XIV (1560–1568) и Северная Эстония вошла в состав Швеции. Особенно успешным правителем был король Густав II Адольф (1611–1632), взошедший на престол, когда ему было всего 17 лет, и которому в наследство от отца Карла IX (1604–1611) достались войны против Дании, Речи Посполитой и России. Густав Адольф заключил крайне невыгодный мир с Данией, чтобы сосредоточить внимание на двух других основных противниках. Войну с Россией он завершил успешно: по мирному Столбовскому договору 1617 года Москва уступила ему Ингерманландию и карельские территории. На эстонских землях борьба с Польшей продолжалась до 1625 года, когда войска Густава Адольфа захватили последний опорный пункт поляков – Тарту. По Альтмаркскому перемирию 1629 года польский король уступил Швеции территории Южной Эстонии и Северной Латвии вместе с городами Тарту и Ригой, из которых была образована Лифляндская провинция.
Густав Адольф в течение многих лет с беспокойством следил за успехами Католической лиги в ходе начавшейся в 1618 году в Германии войны. Он опасался, что покорение протестантских княжеств и портовых городов Северной Германии позволит императору взять в свои руки контроль над всем Балтийским морем, что представляло бы серьезную угрозу безопасности Швеции. Заключение перемирия с Польшей дало Густаву Адольфу возможность направить в 1630 году свои экспедиционные войска в Северную Германию. Вначале император не придал серьезного значения нападению небольшой Швеции, но военный поход шведов неожиданно оказался успешным. Единоверцы шведского короля в Европе видели в Густаве Адольфе спасителя протестантизма, «луч света с Севера», и его гибель в сражении при Лютцене в 1632 году восприняли как мученическую смерть. Престол унаследовала Кристина, пятилетняя дочь Густава Адольфа, до достижения совершеннолетия которой бразды правления в Швеции находились в руках канцлера Акселя Оксеншерны (занимал должность в 1612–1654 гг.). Война в Германии теперь превратилась в чистом виде в завоевательную, поскольку Швеция отказалась выйти из войны без достаточной компенсации. Так, по Вестфальскому миру 1648 года Швеции перешли несколько княжеств в Северной Германии. Кроме того, шведские правители получили статус имперского князя Священной Римской империи, что открывало возможность и в дальнейшем вмешиваться во внутренние дела Германии. В тот же период шведы свели счеты и со своим старым соперником Данией, и в результате военных действий 1643−1645 годов к Швеции отошли острова Готланд и Сааремаа.
Расширение Шведской державы
- Южная Эстония и Северная Латвия
- княжества Северное Германии
- Карелия и Ингерманландия
- Готланд и Сааремаа
- Северная Эстония
Королева Кристина
Рождение Кристины в 1626 году стало большим разочарованием для её матери – королевы Марии Элеоноры, поскольку она надеялась подарить Густаву Адольфу наследника мужского пола. Король же восхищался дочерью и перед военным походом в Германию повелел объявить ее наследницей престола. По этой причине с Кристиной обращались как с мальчиком, она получила хорошее образование, которое в те времена могли иметь лишь юноши высокого рода. Кристина занималась по 10 часов в день, изучая богословие, философию, греческий язык и латынь. Кроме античных языков и шведского она овладела немецким, голландским, датским, французским и итальянским языками. Канцлер Оксеншерна сам обучал её политическим наукам и отмечал, что принцесса обладает «очень острым умом, словно она вовсе и не девочка».
Впервые в работе государственного совета Кристина приняла участие в 1643 году, в возрасте 16 лет, когда обсуждался вопрос объявления войны Дании. На следующий год она официально вступила на престол, и вскоре ей удалось заключить выгодный мир, по условиям которого к шведским владениям был присоединен остров Сааремаа. Еще большим её политическим триумфом стал заключенный в 1648 году Вестфальский мир. Кроме завоевания земель в Швецию в качестве военных трофеев везли многочисленные картины, скульптуры, монеты и похищенные из императорского дворца в Праге редкие книги. Кристина проявила себя как весьма самостоятельная государыня, вступив в конфликт с Оксеншерной, желавшим продолжить войну в Германии. В то же время, Кристина проявляла благосклонность к дворянству, одаривая его представителей за военные заслуги обширными земельными владениями в завоеванных провинциях.
Однако со временем Кристина стала уделять все меньше внимания государственным делам, поскольку ее гораздо больше привлекали различные науки и литература. Она пригласила в Стокгольм известных европейских ученых, в том числе голландского юриста и правоведа Гуго Гроция и французского философа Рене Декарта. По трагическому совпадению они оба не перенесли длительных и изнурительных путешествий, а также сурового северного климата: Гроций умер на пути из Швеции в Голландию, а Декарт скончался от воспаления легких в Стокгольме. Кристина мечтала, чтобы Стокгольм стал «Северными Афинами», центром наук и философии.
В 1654 году королева Кристина приняла решение отречься от престола. Она жаловалась на усталость и признавалась, что «королевские обязанности – тяжкая и непосильная ноша для женщины: ведь она не может как полководец вести войска в атаку, сидя верхом на коне». Однако несколько позднее выяснилась еще более веская причина для отречения: Кристина перешла в католическую веру, что было бы невозможно, если бы она оставалась королевой. Королева покинула Швецию и до самой смерти в 1689 году жила в Риме, где обрела известность как любительница театра и музыки, а также покровительница искусств. Примечательно, что на её содержание выделялся доход, поступавший с государственных поместий на Сааремаа.
Малая, или Первая, Северная война
Преемник Кристины на королевском престоле Карл X Густав (1654–1660) продолжил агрессивную внешнюю политику. У Швеции все еще оставался неразрешенным конфликт с Польшей, которая не признавала права шведской ветви династии Ваза на шведский престол, считая оставленных в начале XVII века без трона представителей польской ветви Ваза (потомков короля Сигизмунда) легитимными правителями Швеции. Короля Карла IX и его потомков они называли узурпаторами. Вследствие неразрешенных вопросов престолонаследия заключались лишь перемирия, а не окончательный мир, и в 1635 году Альтмаркское перемирие было продлено еще на 26 лет. Однако в 1655 году, когда Польша находилась в состоянии войны с Россией, Карл X вознамерился окончательно решить этот вопрос силой оружия, оккупировав большую часть Польши, и вскоре уже вся Северная Европа оказалась втянутой в большую войну. В свою очередь, русский царь Алексей I Михайлович в 1656 году объявил войну Швеции, в надежде захватить эстляндские и лифляндские земли. Ему удалось овладеть городом Тарту и Южной Эстонией, однако осада Риги не имела успеха, и русские войска были отброшены назад. В 1657 году король Дании также решил воспользоваться тем, что Швеция была занята военными действиями, чтобы отомстить за прежние поражения. На объявление Данией войны Карл X ответил легендарным форсированным марш-броском по льду, покрывавшему Датские проливы, подойдя к стенам Копенгагена. Для спасения столицы Дания была вынуждена уступить провинции, расположенные в современной Южной Швеции. Заключенными в 1660–1661 году мирными договорами Дания, Польша и Россия признавали все прежние завоевания Швеции, в том числе и переход Эстляндии и Лифляндии под власть Швеции «на вечные времена».
Швеция нападает на Польшу |
Расцвет и упадок Швеции
Это был период расцвета Швеции как великой державы. В результате агрессивной внешней политики и при активной поддержке эффективной армии территория Швеции выросла до 1,1 миллиона квадратных километров, что более, чем в два раза превышало территорию современной Швеции (450 000 км2). В Европе она по площади уступала лишь России и Испании. При этом важно учитывать, что присоединенные к Швеции земли Дании, Германской империи и Лифляндии были более плодородными и плотно населенными, чем основная территория Шведского королевства. Крупнейшим городом Швеции в XVII веке была вовсе не её столица Стокгольм, а Рига.
Швеция получала большие доходы от торговых пошлин, поскольку под её контроль перешла львиная доля торговли России с Европой, а также торговые артерии Северной Германии – реки Одер, Эльба и Везер.
Тем не менее, созданная Швецией держава не устояла, поскольку государству не хватало численности населения и экономической мощи для защиты уязвимых заморских провинций. Внешнеполитическим принципом пришедшего к власти после смерти Карла X регентского правительства было оказание поддержки той крупной державе, которая была готова выплачивать Швеции наибольшие субсидии (денежные дотации). В 1672 году Швеция приняла на себя обязательство защищать интересы Франции и в оплату получала 400 000 талеров в год в мирное время и 600 000 талеров – во время войны. Опираясь на этот договор, Людовик XIV вынудил Швецию в 1674 году объявить войну Бранденбургу, на что Дания, в свою очередь, воспользовалась случаем для нападения на Швецию. Эти войны велись в интересах чужого государства и были совершенно невыгодны Швеции.
Соседние государства не смирились с утратой территорий и ожидали возможности для реванша. Начавшаяся в 1700 году Северная война показала, что в случае одновременного нападения всех соседей Швеция не устоит. Эпоха расцвета Швеции как сильной державы завершилась в 1721 году, когда по Ништадтскому мирному договору были признаны территориальные потери, понесенные её участниками в результате Северной войны. Новой крупной державой в регионе Балтийского моря стала Российская империя.
Войны в регионе Балтийского моря в XVII веке
- Шведско-польская война 1600–1629
- Русско-польская война 1605–1618
- Русско-шведская война 1610–1617
- Датско-шведская, или Кальмарская, война 1611–1613
- Тридцатилетняя война 1618–1648 (Дания участвовала в 1625–1629, Швеция – с 1630 по 1648 гг.)
- Русско-польская война (Смоленская война) 1632–1634
- Датско-шведская война 1643–1645
- Русско-польская война 1654–1667
- «Малая Северная война»: Швеция воевала с Польшей (1655–1660), Россией (1656–1658/1661) и Данией (1657–1660)
- Датско-шведская война (война за Сконе): Швеция воевала с Бранденбургом (1674–1679) и Данией (1675–1679)
- Северная война: Швеция воевала с Саксонией (1700–1706, 1709–1719), Польшей (1701–1719), Данией (1700, 1709–1720) и Россией (1700–1721)